Анализ «Дума» Лермонтова ЛЮДИ ПОЖАЛСТА

Анализ «Дума» Лермонтова ЛЮДИ ПОЖАЛСТА

  • Стихотворение «Дума» было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров «Отечественных записок» за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.
    Основная мысль стихотворения — размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания «Думы» — одно из наиболее мрачных в истории страны.
    После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в «лишних людей».
    «Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
    Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль.
    Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.
    Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти — приглушенно. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).
    В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова элегического романтизма («печально», «томит», «вянем») и слова философского и общественно-политического значения («познанья», «сомненья», «рабы»). Во второй части отсутствуют слова ораторского стиля, их заменяют слова стиля элегического.
    Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судья», «гражданин» и т.п.
    Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. «Дума» — это и сатира и элегия. В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию. В «Думе» нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». «Дума» заканчивается выводом, предсказанием, пророчеством. Романтика сменяется реквиемом.
    Тон «Думы», потрясшей современников, воспроизводил эмоцию «социального отчаяния». 11 сентября 1842 года Герцен запишет в своем дневнике «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования… Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…»

  • В этом стихотворении Лермонтов размышляет о его поколении, о его судьбе этого поколения. Авторс считает, что у людей этого поколения нет будущего, они все находятся в бездействии, не совершуют никаких подвигов, никак не выделяются. Люди совершенно безразличны ко всему, что происходит вокруг, это и жизнью-то назвать нельзя. Этих людей можно сравнить с Онегиным, которому в его годы уже наскучило все, его дни ничем не отличались друг от друга, ему было все равно. Лермонтов пишет о том, что его поокление не умеет наслаждаться чем-то, потому что се слишкмо легко достается. Об искусстве вообще и говорить нечего, это никого не интересует, никто ничем не восторгается. И в душе все слишком спокойно. Любовь или ненависть особо не проявляются. Люди просто спокойно ждут, когда они умрут. В последних строках Лермнотов отмечает, что после них ничего не останется, о них не будут помнить, никто и не заметит, что было такое пооколение, такие люди. И что интересно, автор сам себя относит к этим людям, то есть он считает, что и его стихи так же позабудутся, он ничего в принципе и не оставит после себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *