Напишите 5-15 крылатых выражений по истории Древней Греции

Напишите 5-15 крылатых выражений по истории Древней Греции

  • Авгиевы конюшни
    В греческой мифологии Авгиевы конюшни обширные конюшни Авгия,царя Элиды, ко-торые в продолжение многих лет не убирались. Очищеныони были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направилчерез конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этотвпер-вые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в.до н. э.). Возникшее отсюда вы-ражение авгиевы конюшни применяетсядля обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности,засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий дляих уст-ранения; крылатым оно стало еще в древности (Сенека, Сатирана смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).

    Ариаднина нить
    Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ,помогающий вый-ти из затруднительного положения, решить трудныйвопрос. Возникло из греческих мифов об афин-ском герое Тесее,убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афинянеобязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлятьна Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшемув построенном для него лабиринте, из которого ни-кто не мог выйти.Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критскогоца-ря Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубокниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушекотвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошелпо запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра,Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттудавсех обреченных (Овидий, Метаморфозы, 8, 172; Ге-роиды, 10, 103).

    Ахиллесова пята
    В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) один из самых сильныхи храбрых героев; он воспет в Илиаде Гомера. Послегомеровскиймиф, переданный римским писателем Гигином, со-общает, что матьАхиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым,оку-нула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его запятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственноуязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ра-нен стрелойПариса. Возникшее отсюда выражение ахиллесова (или ахиллова)пята употребля-ется в значении: слабая сторона, уязвимое месточего-либо.

    Бочка Данаид
    Данаиды в греческой мифологии пятьдесят дочерей царя Ливии Даная,с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновейЕгипта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудилибеглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачнуюночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только однаиз них решилась ос-лушаться отца. За совершенное преступлениесорок девять Данаид были после своей смерти при-суждены богамивечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида.Отсюда возникло выражение бочка Данаид, употребляемое в значении:постоянный бесплодный труд, а также вместилище, которое никогдане может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изло-жен римскимписателем Гигином (Басни, 168), однако образ бездонного сосудавстречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовалвыражение бочка Данаид.

    Век Астреи
    В греческой мифологии Астрея богиня справедливости. Время, когдаона находилась на земле, было счастливым, золотым веком. Онапокинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияетв созвездии Зодиака. Выражение век Астреи употребляется в значении:счастливая пора.

  • Панический страх
    Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охваты-вающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге ле-сов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. От-сюда же возникло слово паника.
    Парнас
    В греческой мифологии Парнас гора в Фессалии, местопребывание Аполлона и муз. В переносном значении: совокупность поэтов, поэзия какого-либо народа. Парнасские сестры музы.
    Пегас
    В греческой мифологии крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод, Теогония; Овидий, Метаморфо-зы, Символ поэтического вдохновения.
    Пигмалион и Галатея
    В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он от-крыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе этого мифа Пигмалионом пере-носно стали называть человека, который силой своего чувства, направленностью своей воли спо-собствует перерождению другого (см., например, пьесу Бернарда Шоу Пигмалион), а также влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины.
    Прометей. Прометеев огонь
    Прометей в греческой мифологии один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетав-ший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение прометеев огонь употребляется в значении: свя-щенный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.

    Работа Пенелопы
    Выражение возникло из Одиссеи Гомера (2, 94109). Пенелопа, супруга Одиссея, в те-чение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: вер-ность жены; нескончаемая работа.Сфинкс. Сфинксовая загадка

    В греческой мифологии Сфинкс чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал задан-ные ему загадки, чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово сфинкс по-лучило значение: что-либо непонятное, загадочное; сфинксовая загадка что-либо неразреши-мое.Сизифов труд. Сизифова работа

    Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Воз-никло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, дос-тигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение сизифов труд встречается в эле-гии (2, 17) римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.)

    Титаны
    В греческой мифологиидети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод, Теогония). Переносно титанылюди, отличающиеся силой, исполинской мощью ума, гении; титанический огромный, грандиозный.





Внимание, только СЕГОДНЯ!
Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *