ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИРазличают следующие типы государственного регулирования:
      –  полный государственный монополизм в управлении хозяйством.Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
      –  различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов.Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
      –  крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства.Он присущ главным образом США.
      Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
       Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.
      Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.
      Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой.
      В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов.
      Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей.
      Так, корпоративная модельпредполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизмв Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализмв Швейцарии.
      В плюралистической модели(Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
      Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
      1.  Реактивная (адаптационная) модель,характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.
      Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
      2.  Проактивная модель государственного регулирования(Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Comments are closed

Ringbinder theme by Themocracy